Цель
"Поэтики” и ее задачи. Поэтическое творчество-подражание. Различие видов поэзии
в зависимости от средств подражания
О
сущности поэзии и ее видах — о том, какое значение имеет каждый из них, как
следует слагать фабулы для того, чтобы поэтическое произведение было хорошим,
из скольких и каких частей оно должно состоять, а также о других вопросах,
относящихся к той же области, будем говорить, начав, естественно, сперва с
самого начала.
Эпос
и трагедия, а также комедия, дифирамбическая поэзия и большая часть авлетики и
кифаристики — все они являются вообще подражанием. А отличаются они друг от
друга тремя чертами: тем, что воспроизводят различными средствами или различные
предметы, или различным, не одним и тем же, способом. Подобно тому, как
(художники) воспроизводят многое, создавая образы красками и формами, одни
благодаря теории, другие — навыку, а иные — природным дарованиям, так бывает и
в указанных искусствах. Во всех их воспроизведение совершается ритмом, словом и
гармонией, и притом или отдельно, или всеми вместе.
Так,
только гармонией и ритмом пользуются авлетика и кифаристика и, пожалуй,
некоторые другие искусства этого рода, как, например, игра на свирели. Одним
ритмом без гармонии пользуется искусство танцоров, так как они посредством
ритмических движений изображают и характеры, и душевные состояния, и действия.
А словесное творчество пользуется только прозой или метрами, и соединяя их одни
с другими, или употребляя какой-нибудь один вид метров, до настоящего времени
получает (названия только по отдельным видам). Ведь мы не могли бы дать
никакого общего названия ни мимам Софрона и Ксенарха и Сократическим диалогам,
ни произведениям в форме триметров, или элегий, или каких-нибудь других
подобного рода метров. Только соединяя с названием метра слово "творить”,
называют одних творцами элегий, других творцами эпоса, давая авторам названия
не по сущности их творчества, а по общности их метра. И если кто издаст
какое-нибудь сочинение по медицине или по физике в метрах, то обыкновенно
называют его поэтом. Но у Гомера нет ничего общего с Эмпедоклом кроме стиха,
почему одного справедливо назвать поэтом, а другого скорее натуралистом, чем
поэтом. Точно также, если бы кто стал в своих произведениях соединять все
метры, как, например, Хэремон в "Центавре”, рапсодии, смешанной из всех метров,
то и его нужно назвать поэтом.
По
этим вопросам я ограничусь тем, что сказал. Но есть некоторые виды творчества,
пользующиеся всеми указанными средствами, ритмом, мелодией и метром. Таковы
дифирамбическая поэзия, номы, трагедия и комедия. А различаются они тем, что
одни пользуются этими средствами всеми вместе, другие — отдельно. Вот о каких
различиях между искусствами я говорю, в зависимости от того, чем они производят
подражание.
II
Различие
видов поэзии в зависимости от предметов подражания
Так
как поэты изображают лиц действующих, которые непременно бывают или хорошими,
или дурными, — нужно заметить, что характеры почти всегда соединяются только с
этими чертами, потому что все люди по своему характеру различаются порочностью
или добродетелью, — то они представляют людей или лучшими, или худшими, или
такими же, как мы. То же делают живописцы. Полигнот изображал людей лучшими,
Павсон худшими, а Дионисий похожими на нас. Ясно, что все указанные виды
подражания будут иметь эти отличительные черты, а различаться они, таким
образом, будут воспроизведением различных явлений. Эти различия могут быть в
танцах, в игре на флейте и на кифаре, и в прозе, и в чистых стихах. Например,
Гомер изображал своих героев лучшими, Клеофонт похожими на нас, а Гегемон
Тазосский, составивший первые пародии, и Никохар, творец "Делиады”, — худшими.
То же можно сказать и относительно дифирамбов и номов, как, например...
(Арганта), и "Циклопов” Тимофея и Филоксена). В этом состоит различие трагедии
и комедии: одна предпочитает изображать худших, другая лучших, чем наши
современники.
III
Различие
видов поэзии в зависимости от способов подражания: а) объективный рассказ
(эпос); b) личное выступление рассказчика (лирика); с) изображение событий в
действии (драма). Вопрос о месте возникновения трагедии и комедии.
Этимологическое объяснение термина "комедия”
Есть
еще третье различие в этой области — способ воспроизведения каждого явления.
Ведь можно воспроизводить одними и теми же средствами одно и то же, иногда
рассказывая о событиях, становясь при этом чем-то посторонним (рассказу), как
делает Гомер; или от своего же лица, не заменяя себя другим; или изображая всех
действующими и проявляющими свою энергию.
Вот
этими тремя чертами — средствами подражания, предметом его и способом
подражания — различаются виды творчества, как мы сказали вначале. Поэтому
Софокла, как поэта, можно в одном отношении сближать с Гомером, так как они оба
изображают хороших людей, а в другом отношении — с Аристофаном, потому что они
оба изображают совершающих какие-нибудь поступки и действующих. Отсюда, как
некоторые говорят, происходит и название этих произведений "действами”
(δράματα), так как они изображают действующих лиц. Вот почему дорийцы заявляют
свои притязания на трагедию и комедию. На комедию — мегарцы: здешние (мегарцы)
говорят, что она возникла у них во время демократии, а сицилийские ссылаются на
то, что из Сицилии происходил Эпихарм, поэт, живший значительно раньше Хионида
и Магнета. В доказательство дорийцы приводят и самые слова. Они говорят, что
окружающие город селения называются у них "комами”, а у афинян "демами” и поэты
были названы комиками не от глагола "комазейн” (κωμάζειν), а оттого, что они
скитались по "комам”, когда их позорно выгоняли из города. И понятие
"действовать” у дорийцев обозначается глаголом "дран” (δραν), а у афинян —
"праттейн” (πράττειν).
А
на трагедию (изъявляют притязание) некоторые из (дорийцев) пелопоннесских.. О
различиях в творчестве, о том, сколько их и каковы они, сказанного достаточно.
|